Подписаться Вход Регистрация
STOP-NEWS.COM - Новости со всего мира | Новости за 24 часа
среда, 7 декабря 12:47

Фаюмский портрет

Пролог

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные с применением техники энкаустики в Римском Египте в I—III веках н.э.

Свое название они получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Но мне нравится более загадочное название - мертвецы с горящими глазами...

Не случайно после того, как портреты привезли в Европу, их - в качестве заморских диковин, показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах. И посчитали экзотикой.

Ученые же называют фаюмские портреты элементом местной погребальной традиции, трансформированной за несколько веков под влиянием греков и римлян.

Портрет заменял древним египтянам традиционную погребальную маску на мумии. Но египтянам ли?

Энкаустика

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - от греческого слова «выжигать», очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка.

Это позволяет сделать именно энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде - отсюда и название. Основным видом в этой технике живописи является восковая темпера. Она яркая, с сочными красками, если позволите так сказать – весьма эффектна.

В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Немудрено – Египет – родина ранних христиан – коптов, которые за последнее тысячелетие, практически, полностью изгнаны или истреблены.

Неизвестные мастера хорошо знали лицо: направление мазков обычно следует его формам — на нос, щеки, подбородок и в контуры глаз краски накладываются плотным слоем, а периферия - контуры лица и волос, очерчивалась более жидкими красками.

Фаюмский портретИсполненные таким способом портреты отличаются выпуклостью и свежестью цвета. Они оказались удивительно долговечны.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.

Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века н.э. в портретах преобладает восковая темпера. А поздние портреты - III—IV веков, написаны исключительно темперой.

В этой технике красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими элементами. В роли последних выступают животный клей или желток куриного яйца.

Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах. Мастер сначала резко – смело - наносит по полотну удар кистью (имеется в виду - инструмент художника). После чего занимается тончайшей штриховкой.

Поверхность получается матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой.

Лица на портретах, выполненных темперой, обычно показаны фронтально. В них меньше контраста света и теней, чем на полотнах с применением энкаустики.

Но есть большая группа портретов, созданная в смешанной технике - темпере и энкаустики.

Где можно увидеть фаюмский портрет?

Фаюмский портрет стал самостоятельной категорией в живописи. Всего в мире насчитывается около 900 фаюмских портретов. И во много раз больше – подделок и хороших копий.

Мне довелось услышать в Германии детективную историю.

Одному промышленнику в Майнце – владельцу кондитерской фабрики, предложили приобрести фаюмский портрет, якобы – из частной коллекции. Он вызвал эксперта из известного музея. Тот прибыл со всем необходимым оборудованием, долго колдовал над портретом и вынес вердикт – полотно подлинное и стоит значительно дороже, чем сумма, за которую его предлагают купить.

За день до сделки промышленник решил по этому поводу устроить небольшую вечеринку с шампанским. Среди гостей был владелец архитектурного бюро, любитель живописи, интересовавшийся и фаюмским портретом.

Он взял лупу и посмотрел на мазки. К своему ужасу, будущий хозяин портрета увидел на лице друга-архитектора гримасу удивления – мазки на носу и щеках были, во-первых, не густыми, а, во-вторых, не в направлении продольной линии носа и круговыми – на щеках. И самое странное – граница между лбом и волосами была даже резче оттенена, чем щеки и нос!

Это – не в традициях и стиле фаюмского портрета.

Однако полотно было искусно сделанным, и на другой день промышленник предложил за него... 20 тысяч старых добрых немецких марок, что по тем временам (четверть века назад) платили хорошим копиистам...

Произведения этого стиля находятся в коллекции многих музеев мира, но большинство в Британском музее, Лувре и Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепная, и достаточно большая коллекция из 23 погребальных фаюмских портретов находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. В нее вошли портреты, найденные в Египте в 70-е годы XIX века.

Любопытно - один из искусствоведов считает, что Египет разрешил советским ученым проводить раскопки и изыскания на своей древней земле потому, что СССР помогал ему в войнах против Израиля.

Так или иначе, но сегодня мы имеем возможность видеть фаюмский портрет I-IV веков н.э.

Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма, то есть, это фаюмские портреты. Они хорошо сохранились, и даже краски выглядят в большинстве случаев свежими.

Смерть и маски

Фаюмский портрет входит в состав, так называемых, погребальных масок. Кроме него, в этой группе маска Агамемнона, посмертные маски, восковые маски предков.

Впервые о погребальных портретах в 1615 году написал итальянский исследователь Пьетро делла Валле после нескольких лет работы в оазисе Саккара-Мемфис. Его находки – 2 портрета, и сегодня хранятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена.

Один из элементов египетской культуры - бальзамирование тел усопших. Лицо или голову оборачивали тончайшей материей (наподобие марли) и покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.

Римляне внесли в погребальные традиции египтян новые элементы: погребальная маска была замещена портретом покойного, написанным красками на дощечках.

Фаюмские портреты в Европе

Долгое время интерес к погребальным портретам оставался в тени – его затмило увлечение живописью Эпохи возрождения и средних веков.

И хотя интерес к Древнему Египту никогда не угасал, погребальные портреты благодаря Леону де Лаборду вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX века.

Симон Жозеф Леон Эмануэль, маркиз де Лаборд - французский археолог и политик, в 1827 году привез в Европу (по другим сведениям – купил на Блошином рынке в Париже) два новых погребальных портрета, якобы, найденных в Мемфисе. Один из них хранится сегодня в Лувре, другой — в Британском музее.

Но за 7 лет до него барон Юлий Минутоли немецкий писатель, имеющий еврейские корни со стороны матери, и, кстати, посол Пруссии в Персии и Турции, по заказу правительства приобрел несколько погребальных портретов.

Но... они, якобы, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море.

Якобы, ибо их видели позже в частных коллекциях в Нью-Йорке. Но они ли это? Ведь «портреты Минутоли» были известны лишь по описанию и нигде ранее не выставлялись.

Ипполито Розелини - итальянский археолог, одним из первых начавший раскопки захоронений фараонов в Долине Царей, привез во Флоренцию в 1828 году погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лабордом из Мемфиса.

В 1820 несколько портретов через генерального консула Великобритании в Египте Генри Салте попали в Париж и Лондон. Но европейские египтологи допустили ошибку - некоторых из изображенных на портретах людей они причислили к членам семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера. Архонт - высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции, тот, кто способен был справедливо рассудить, оценить по достоинству кого-либо. И потому решили, что он именно поэтому удостоился столь высокой чести.

Новые Фаюмские портреты

Долгое время – вплоть до 1887 года, новые находки не появлялись.

А то, что сообщил в том году профессор истории и археологии Даниэль Мари Фуке, повергло общество в шок: почти все портреты, обнаруженные в небольшом местечке Ер-Рубайя (которого даже нет на карте), были использованы египтянами - местными жителями, для растопки костров в холодные ночи в пустыне.

Профессору удалось спасти всего лишь два из пятидесяти найденных в гроте портретов.

На основании некоторых находок в Ер-Рубайя, в частности, изучая монеты, ученые сделали вывод - найденные портреты принадлежат правителям из династии Птолемеев и их близким.

Но, благодаря столь яркой потере, о портретах заговорили.

В конце XIX века они приобрели известность, и стали предметом коллекционирования. Цены на них, разумеется, поднялись в десятки раз.

Научной систематике фаюмские портреты обязаны ученому Флиндерсу Питри.

Именно он начал раскопки в Хаваре, где обнаружил некрополь с 81 погребальным портретом. Позже там же обнаружил еще 70 и опубликовал результаты этих находок.

В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

Портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях - в Мемфисе (Саккара), Фивах, Антиное (Антиноополе), Ахмиме, Ассуане, Филадельфии (одном из самых древнейших городов в мире, который, как и окружающие его земли, пережил несколько цивилизаций), Панополе, Марина Эль-Аламейне, Эль-Хибе (Анкиронополе).

Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

Кто изображен на портретах?

Долгое время я не понимал это искусство – красиво, яркие краски, но кто на портретах изображен, почему, когда и с какой целью?
Без исторического понимания Фаюма, уклада жизни и быта того времена, наконец, знания того, кто изображен на портрете, этот вид искусства трудно доступен даже для эстетического понимания и восприятия.

Важно знать - когда-то греки составляли основную часть населения Фаюма. Они пришли сюда вместе с Александром Македонским после завоевания Египта. А после смерти Клеопатры (в 30 году до н.э.) Египет был аннексирован Римом.

Кто же изображен на фаюмских портретах? Можно смело утверждать - греки и римляне, с меньшей вероятностью – сирийцы-христиане, также жившие здесь.

Богатую и знатную часть жителей Фаюм составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками - на них написаны греческие и римские имена - Artemidorus, Demetrius, Titus и другие.

Египтяне были, главным образом, слугами и рабами, реже – торговцами и ремесленниками.

Не знаю – будет ли это для вас неожиданностью, но у историков есть четкое представление о прическах и их времени. И именно по ним они определяют дату написания погребальных портретов.

Если приглядеться – на портретах различные прически!

Более того, ученые при определении времени написания портрета проводят аналогии с многочисленными скульптурными портретами, дата которых установлена достаточно точно.

Фаюмские портреты — прекрасно сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках н.э.

Фаюмский портретРассмотрим типичный фаюмский портрет, выполненный во II веке н.э. На нем изображен юноша. Золотой венок — характерный для Греции того времени погребальный атрибут. Это – христианин. Из богатой семьи, умер, судя по всему, в молодом возрасте.

Если неизвестный художник рисовал его еще при жизни с натуры, то, как мне кажется, можно определить юношу как целеустремленного, изучавшего науки, стремящегося к познанию.

При написании портрета мастер пользовался воском в расплавленном виде и темперой.

Этот портрет находится в собрании Музея имени Пушкина в Москве. И именно его я видел когда-то (еще в студенческие годы) на выставке в этом музее.

P.S.

От бизнеса не убежать даже в мире искусства. Хотя, с другой стороны, мир искусства – это и есть бизнес, причем – весьма дорогой.

Любопытно высказывание одного ученого, которому «не дают слова» на страницах исследований по теме фаюмские портреты. Он считает – подобные портреты встречаются во многих местах на Ближнем Востоке, в Греции и даже в Италии. А в Египте они хорошо сохранились лишь благодаря сухому климату Синая.

Почему же теорию профессора отвергают?

А потому, что и сегодня волшебные слова «фаюмский портрет» - это прибыль на аукционах, интерес к выставкам, частным коллекциям, что тоже деньги.

Проще говоря, сегодняшние владельцы фаюмских портретов не желают даже слышать об афинских, барийских или равеннских портретах.

А они есть...

И их – много.

И они могут \"испортить\" рынок - а это многомиллионные потери его брокеров.

И потому их нет.

Статья впервые была опубликована 3.5 года назад

Главные новости
alt

Британия усиливает охрану еврейских учебных заведений и синагог

В 2015 году спецслужбы Британии получили 924 сообщения об антисемитских инцидентах...

alt

Российский народ против мнения российских политиков

71% россиян выступают за расширение экономических, политических и культурных связей с Западом...

alt

Мировой исследовательский центр по лечению рака – в Израиле

От израильского центра ожидают разработки мобильного прибора...

alt

Израильский бойкот французских товаров

Бойкот Citroën, Peugeot, Renault быстро отрезвит проабскую часть французского общества.

декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Израильский газ: возможности и добыча, интересы и конфликты

В начале 90-х на шельфе Средиземного моря, в районе Ашкелона и Сектора Газа, было обнаружено крупное...